В дежурную смену ЦУКС от оперативного дежурного Северо-Осетинского поисково-спасательного отряда 10 июля 17.45 мск поступило сообщение о том, что в районе с. Бад трое туристов сорвались со склона. О происшествии в поисково-спасательный отряд сообщил руководитель тургруппы. По его словам, группа из шести человек двигалась по маршруту: п. Мизур - перевал Архонский - п. В. Фиагдон - Кармадон - г. Казбек - п. Чми.
Из-за плохой связи у спасателей не было понимания, на которой из сторон хребта произошло происшествие, планировалось проводить поиск по двум направлениям: северному и южному склонам перевала.
Через некоторое время спасателями МЧС России была получена геолокация сорвавшихся альпинистов, выяснилось, что трое туристов упали с гребня перевала Комлагат и скатились по леднику порядка трехсот метров, они находятся на северном склоне. Данная информация позволила скорректировать и оптимизировать поиски.
Спасатели поднялись с отметки 1400 м над уровнем моря до 3500. При этом их маршрут проходил по сыпучим участкам, руслу реки, открытым скальным участкам, морене ледника все это в условиях плохой погоды: дождя и тумана.
Спасатели достигли места нахождения пострадавших. После осмотра альпинистов врачом МЧС России и оказания им первой помощи, руководителем спасательной операции было принято решение транспортировать пострадавших в безопасное место и стать на «ночевки». Такое решение было принято в связи с тем, что склон, по которому необходимо транспортировать пострадавших сложный, поэтому оптимальнее дождаться воздушное судно. В случае, если метеоусловия не позволят привлечь авиацию МЧС России, спасательная операция будет продолжена в пешем порядке.
Рано утром 12 июля вертолет Ми-8МТВ-1 авиационного отряда (г. Минеральные Воды, г. Махачкала) ФГБУ «ЮЖНЫЙ АСЦ МЧС России» произвел вылет с аэропорта г. Махачкала. Доставил дополнительную группу спасателей в зону нахождения альпинистов.
Полет был обусловлен сложными метеоусловиями и сложным горным рельефов (сильные воздушные потоки, скученность скал) крутой склон – не давали достаточной маневренности вертолету, вследствие чего экипаж воздушного судна не смог совершить посадку в непосредственной близости от нахождения людей.
Экипаж вертолета Ми–8МТВ-1, сделав несколько попыток найти более удачную площадку для приземления, исчерпав оперативную заправку, был вынужден уйти на дозаправку.
Было принято решение совершить второй рейс и попытаться эвакуировать пострадавших при помощи лебедки СЛГ-300, зависнув над группой примерно на 20-метровой высоте.
Первой на борт подняли девушку, получившую наиболее серьезные травмы. Затем на борт подняли еще двух пострадавших, а также участницу альпгруппы, которая пожаловалась на недомогание. Всего 4 человека: трех женщин и одного мужчину.
Позже поступила дополнительная информация, что пятой участнице –руководителю группы, также стало плохо вследствие недомогания. Было принято решение о проведении дополнительного эвакуационного рейса, эвакуация проводилась с применением лебедки СЛГ-300. Третьим рейсом вертолет «забрал» альпинистку, весь груз группы и одного спасателя. Пятеро находившихся на месте спасателей начали спуск вниз самостоятельно.
Благодаря грамотным совместным действиям экипажа и спасателей, операция по эвакуации альпгруппы прошла успешна. После прибытия вертолета на аэродром, все пострадавшие были переданы бригадам скорой помощи. Экипаж вылетел на основное место базирования, для дальнейшего несения дежурства по ЧС.